воскресенье, 15 ноября 2015 г.

Мечты...

Лучше гор могут быть только горы, в которых ты не был (с)
vzletnaya_m
После этого отпуска я уже даже не знаю, есть ли что-то более красивое в этом мире, чем полеты в горах на планере.
Я хотела написать пост, который интересно было бы почитать всем летающим и нелетающим. О том, почему это так красиво и так завораживает. Но написав несколько вариантов текста, я поняла, что для всех не получается. С того времени как я начала летать, у меня было уже слишком много взлетов и посадок, что в отпуске, что на работе. Поэтому я вряд ли смогу описать ту радость и восторг, которую испытывает человек впервые поднимаясь в небо. Единого рецепта для души у меня нет, хотя я уверенна, что планер в горах поразил бы почти каждого =)



Один раз я спросила коллегу-пилота, планериста с огромным стажем, почему ж его все так тянет к этим планерам:
- Вот чего тебе не хватает? Ты же каждый день за штурвалом самолета!
- Это все не то. На самолете это дыр-дыр-дыр, а на планере это Ваааааауууууууу!
Я долго смеялась, но, пожалуй, это лучшее объяснение, почему парение – это такая уникальная вещь. И если честно, я сама не нашла бы слов лучше. Или звуков=)
Не знаю даже с чего начать. Сейчас пассажирский самолет набирает высоту и увозит меня домой, а я смотрю в иллюминатор и думаю: "В горах сейчас хорошо...". И опять понимаю, что высоты уже где-то 6000, мы в наборе, а мне бы хватило 3200 над (горой) Чижиты хох...
Самое сладкое - это произносить вслух, нажимая тангенту "975, Чижиты хох, 3200, в наборе". Или на вопрос: "Как условия?", Отвечать: "954, потоки до 5 метров!".



В первый день после прибытия во Владикавказ мы разбирались с документами, изучали район полетов и потом Анатолий Васильевич Морозов показывал нам пики гор, видневшихся на горизонте и рассказывал их названия. Я пыталась воспроизвести показанное, но перепутала все кроме Казбека (он было большой и снежный и сильно отличался):
- Простите, я запуталась.
- Да ничего. Сверху посмотришь, разберешься.



Анатолий Васильевич Морозов интересный человек. Он учил не только моего инструктора и нынешнего чемпиона России, а еще и космонавтов. Но помимо этого он с кислородом поднимался на высоту свыше 11000метров на планере. Надеюсь, я ничего не перепутала и не забыла.
Перед вылетом в горы я действительно волновалась. Мало того, что новые условия, так еще и буксировка двумя планерами сразу за АН2, а я раньше этого никогда не делала.



1ый планер летит на короткой веревке, 2ой на длиной. Мы были планером #2. Взлет в правом пеленге, далее после набора высоты уход вниз под струю. На взлете получалась интересная конструкция: 1ый планер оторвался, а самолет и 2ой еще бегут по земле. В струю от АН2 мне попадать не понравилось. Казалось, что на фонарь падают камни, а планер сейчас захрустит и развалится. В такие моменты лучше не вспоминать, сколько им лет и что такое усталость металла.



АН 2 поднял нас на 2200, и инструктор дернул отцеп. Фал, как оборвавшаяся струна гитары, кольцами завился в воздухе. На секунду мне показалось, что это и была тонкая нить, которая связывала меня с землей. Как бы это странно не звучало, но самолет бы нас вывел на аэродром, а теперь... Придется выбираться отсюда самим. Мы ушли в сторону хребта. Я выдохнула и посмотрела по сторонам. Чувство невероятности происходящего захлестнуло волной, мне казалось, я тону в этом великолепии, даже не попытаюсь вынырнуть. У меня защемило сердце, перехватило дыхание, я вдыхала этот свежий горный воздух и не верила своим глазам, что такое вообще бывает. А где-то вдали на фоне гор выполнял разворот АН2 и уходил в сторону аэродрома... В голове нарастал звон и звук виолончели, предвещая нечто невероятное. Нет, такое бывает только в кино!



Волна безумия достигла берега и успокоилась, и тут нас подхватило динамиком и с набором высоты мы начали облизывать краем крыла склоны. У меня было желание покорить горы, но они покорили меня.



Парение в паре на фоне горного пейзажа, энергичные развороты, большие крены, перегрузки, расхождения, гонка за максимальный набор и свист ветра в кабине, звук которого постоянно менялся... Мы купались в этих горных волнах динамика, парили в восходящих потоках и были не планером, а то ли дельфином, то ли птицей... Я не знаю... Это было самое настоящее волшебство.



Инструктор немного вывел меня из состояния потрясения:
- Видишь, как энергично ходит ручка? Давай, контролируй крыло и закручивай. Скорость побольше, нитку держи в центре, не забывай про педаль!
Я выполняла команды инструктора, а он иногда комментировал: "Нормально, Григорий! Отлично, Константин!"



Если сказать, что в горах было сложно - это не сказать ничего. В горах было очень сложно и даже страшно, особенно с таким небольшим налетом, как у меня. После отцепа я не знала за что схватиться и куда и идти. Хотя бы в какую сторону. И с ужасом понимала, что я хоть и знаю теорию, что выходить из гор нужно по ущельям, но совершенно не представляю как это осуществить. Работать приходилось много и ручкой и педалями, летать "блинчиком", как на равнине тут было невозможно. Через полтора часа нас «просадило» и нужно было возвращаться на аэродром. 1800 метров высота ухода домой. Мы прошлись по ущелью вдоль реки, обойдя хребет, и через некоторое время достигли аэродрома. Посадка у меня получилась корявая. Я уже была не в себе. Внизу было + 35, и степень своей усталости я оценила не сразу. Горы проявили характер. Такого новичка как я они просто прожевали и выплюнули на равнину сказав: "На сегодня с тебя достаточно".



Сон был очень крепким. Мне снились какие-то созвездия, млечный путь и вообще нечто космическое, волшебное и гармоничное. Утром открыла глаза и поняла, что выспалась я хорошо. Сегодня надо собраться и не дать себя так же прожевать.
Но когда мы сели в планер, коленки опять затряслись. Если вчера я не знала, что нас ждет, то сегодня я уже это ясно себе представляла. И знала, что будет сложно, но от меня сегодня потребуется больше, чем вчера.



Я когда-то смотрела передачу «На пределе возможностей» и видела, как люди творят необыкновенные вещи, показывая силу характера, воли, выдержки. Это удивляло, но на себя я такие вещи не примеряла. Я обычный человек с абсолютно обычным организмом и психикой наверно тоже, по крайней мере ВЛЭК считает так =) А в этом полете мне предстоит достигнуть «своего» предела. И я, в общем-то, заранее знала, что все закончится, как вчера: я вымотанная вернусь домой и опять буду думать, что это был лучший полет…
И тут я подумала, что знаю пилотов гражданской авиации, знаю военных пилотов, знаю диспетчеров, знаю людей, чья профессия не связанна с авиацией, но им всем нравится планер... Может быть это и есть совершенство? Совершенный полет и общий язык для всех? Может быть нам для полета души как раз не нужен двигатель, а только высота, которую ты набираешь в потоке с орлами?



Мы опять взлетали номером 2. Очередной этап буксировки, отцепка и фраза инструктора (бывшего военного летчика) сзади: "Ну ты рули, а я посмотрю за планером". "ЧТОООООО?????". Я морально готовилась к достижению своего предела, но это уже было за его гранью абсолютно! Естественно это не входило в мои планы и никак не вписывалось в мое сознание, это было ведро холодной воды на голову утром. Я поняла, что ручку кроме меня никто не держит, мы пошли за 2ым планером. Опять эта пугающая близость склона. Я подумала: «К черту пределы! Летай и получай удовольствие». Пилотирую я...



Ничего, ничего нет, нас не поднимает, заставляю себя прижаться еще ближе к склону. Аж в жар бросает от происходящего. И тут то самое "Вааааааааууууу!". Прибрежной волной легкого динамика нас начало поднимать наверх. Хотя "Волна" в понятии планерного спорта - это совсем другое, но мои ощущения от подъема в динамике я сравниваю именно с этим. Мы догнали 2ой планер и встали в поток под облако. Вообще парение в паре - это очень красиво само по себе. А в горах впечатляет еще сильнее. Это охота на поток вдвоем. Видишь, где соседа поднимает , и сам туда идешь, закручиваешь спираль сильнее. А за тобой повторяет 2ой планер. Вдвоем и проще и сложнее одновременно… Дельфины тоже наверное ищут пару. Так же поступали и мы...
Мне очень захотелось это все сфотографировать:
- Нам нужно срочно их опередить в наборе! - скомандовала я
- Ну давай! – сказал Аслан из задней кабины.



Если вы когда-нибудь устраивали воздушный бой - это круто! Если вы когда-нибудь устраивали воздушный бой не имея двигателя в горах, набирая высоту в термодинамике... Это, как минимум интересно! Планер был сфотографирован, и мы отправились дальше по своим птичьим делам. Аслан показал как галсами ходить вдоль склона. Это напоминало серфинг, но в небе. Летишь, потом разворот от склона и опять седлаешь волну! Выходишь немного из зоны подъема, потом тебя опять подхватывает и ветер и свистит в кабине, как в ракушке, которую прикладываешь к уху и слышишь море, а вокруг скалы и птицы… И все-таки, хоть и было тяжело, но идиотская улыбка с лица не сходила: 3200 метров высоты на планере, а с превышением аэродрома 3800!



Погода в горах тоже имеет свое особое настроение. И меняется оно очень быстро, так и произошло. Облака закрыли склоны, прогрев прекратился и остался только очень слабый динамик, который почти не давал набора. Опять нужно было возвращаться…



Дальше горы сжалились надо мной, и позволили полетать в них столько, сколько мне хочется: пока не устану. Мы ходили от одного пика к другому набирая каждый раз высоту.
Если посмотреть на горные хребты немного сверху, то сразу становится понятно, как они образовывались. В первые полеты я этого совсем не замечала. Это была небольшая тайна, которую мне открыла природа… «Вон там орлы в потоке стоят, давай к ним!». Я направила планер в сторону парящей стаи. В горах происходило вопиющее неуважение планеристов к птицам! Хотя обычно, ситуация абсолютно обратная. Мало того, что они обрабатывают потоки лучше тебя, так еще и крылья тебе пачкают, ухудшая летные качества железного парителя. Мы почти «врубились» в этот столб птиц, разогнав их всех. Птиц оказавшихся рядом с крылом закручивало вихрем и уносило назад. Несколько раз я закрывала глаза, потому что казалось, что сейчас мы собьем орла. Собственно мы весь день мешали птицам, где видели их, туда и летели. На очередном переходе инструктор предложил мне яблоко. В первый раз я ела не за рулем автомобиля, а за рулем планера: «Ну что, кайф яблоки есть на высоте 2500 в горах?». Это определенно! Главное огрызком орла не сбить =)



Пока мы шли к другому пику, кромка начала опускаться, вокруг появлялась облачная «рвань». Мы облетали облака, проходя через тонкий слой для набора высоты. Вот это и правда купание в облаках! В конце концов, мы попали под дождь. Но и это нас не остановило! Мы дошли до очередного пика, еще немного попарили и решили сами, что пора домой. В этот раз я была ужасно довольна: нас не выгнали. Нам даже удалось пообедать и помыться =)
Я точно буду помнить этот аэродром с видом на горы, сами горы, людей, показавших мне эту магию, экскурсию в Фиагдон, осетинские пироги, тепло и уют…





Хочу сказать спасибо всему Владикавказскому АСК. Это было невероятно и я теперь не знаю, как дожить до нового сезона =)
А всем, кто окажется во Владикавказе настоятельно советую прокатиться на планере в горах =)

Комментариев нет:

Отправить комментарий